Плоскостопие

Плоскостопие

Всё о плоскостопии

Плоскостопие из опыта работы

Профилактика плоскостопия у дошкольников. Из опыта работы воспитателя

Проблему плоскостопия в детском возрасте необходимо решать, так как она крайне часто встречается и затем влияет на некоторые функции детского организма.

Формирование и воспитание здорового образа жизни является одной из главных проблем, так как здоровье – основное условие, определяющее всестороннее развитие ребёнка, как физическое, так и психическое, что является основой для дальнейшей полноценной жизнедеятельности человека.

Плоскостопие, как и другие заболевания – неблагоприятный недуг.

При нём нарушается опорная функция стопы, ухудшается кровоснабжение нижних конечностей, сопровождаясь болью,судорогами,отёчностью.

Так же уплощение стопы влияет на положение нижних конечностей, органов большого и малого таза, что приводит к искажению позвоночника, то есть сколиозу.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают ногами, походка, в основном, напряжённая и неуклюжая, из-за неправильной опоры.

С рождения, все дети рождаются с плоскостопием, что связано с сильными нагрузками на опорно-двигательный аппарат.

Поэтому, когда малыш учится ходить, необходимо следить, за правильным формированием свода стопы.

Для этого необходимо проведение комплекса профилактических мероприятий.

В дошкольном возрасте стопа ребёнка находится на стадии активного развития, поэтому любые неблагоприятные факторы внешней среды могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Также, в раннем дошкольном возрасте организм отличается большей пластичностью, поэтому можно приостановить дальнейшее развитие плоскостопие или исправить его путём укрепления мышц и связок стопы.

Причинами появления плоскостопия могут являться: слабые связки, мышцы и неокрепшие кости.

Для этого, в помощь детям, применяются лечебная физкультура и массаж.

В том числе, в рамках профилактики, следует использовать контрастные ванны для стоп.

Также детям с плоскостопием рекомендуется ношение корригирующих стелек и ортопедической обуви, при этом необходимо обращать внимание на правильность детской походки.

Главным фактором при лечении плоскостопия является ранняя диагностика. Поэтому работа по профилактике детского плоскостопия, в условиях детского сада, осуществляется мной систематически.

Она включает в себя:

—, создание развивающей предметно-пространственной среды,

—, создание физкультурно-оздоровительной среды,

—, обеспечение рекомендуемого двигательного режима,

—, соблюдение гигиенических условий,

—, правильная организация физического и общего валеологического воспитания и образования.

Для профилактики используются:

—, ходьба по гальке,

—, ходьба по корригирующим дорожкам (с разным наполнением).

Так же профилактике способствует хождение босиком по бревну, канату и шесту. Так же профилактическую работу необходимо включать в игры, каждый день увеличивая их количество, в зависимости от степени плоскостопия у каждого ребёнка. Для детей достаточно 15 минут в день, то есть 5-6 упражнений.

Начиная с лёгких, хождение на носках, пятках, внутреннем и внешнем своде стопы, подскоков и прыжков, переходя на ходьбу по гимнастической палке, катание ногами обруча, мяча, перекатывание с пятки на носок.

На вооружение я брала исследования лучших учёных-специалистов: Илизарова, Шорина, Аганесова, Королёва.

Специально для профилактики нами были созданы специальные дидактические пособия:

—, корригирующие дорожки с разным наполнением,

—, оздоровительная зона по физической культуре, доступная детям для самостоятельной работы,

—, всевозможный материал для физического развития ребёнка, карточкис упражнением по гимнастике,

—, список игр на прогулке,

—, занятия на тренажёрах.

Так же мною в работе используется профилактическая программа «Статус».

Цель программы – проверить эффективность методики функционального биоуправления по электромиограмме в профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста.

С её помощью я осуществляю диагностическую и профилактическую работу по плоскостопию и нормализации физического развития детей в условиях группы детского сада.

Для этого проведено изучение и обобщение данных по специальной и методической литературы в области коррекции положения стопы, при помощи программы «Статус».

Данный метод расширяет возможности физического воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья, обеспечивает решение проблемы профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, среди которых наиболее распространённым является плоскостопие.

Главная особенность программы «Статус» заключается в том, что силовая тренировка ослабленных мышц голени проводится с использованием компьютерной системы, с обратной связью по электромиограмме.

Дозировка нагрузки и оценка успешности выполнения задания достигается путём сигналов обратной связи.

В данной программе сигналы обратной связи связаны с использованием видеоматериалов и игровых сюжетов, которые демонстрируются на экране, при ошибке же демонстрация нарушается.

Курс профилактики включает в себя три этапа:

I – первичное диагностическое исследование (1-2занятия),

II – тренировка мышц задней поверхности голени (10-15 занятий):

Основной этап курса предназначен для проведения силовой тренировки мышц сгибателей стопы, определяющих формирование сводов стопы.

III – оценка эффективности курса (1 занятие):

Эффективность курса коррекции определяется, путём сопоставления результатов первичных и заключительных показателей электромиограммы, который определяется коэффициентом эффективности.

Задача программы «Статус» —, повышение силы и тонуса мышц удерживающих стопу.

Для этого необходимо соблюдать определённые условия, повышающие эффективность силовой тренировки:

—, целесообразно оценивать как показатели состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей,

—, увлекательность и игровой характер тренировок методом функционального биоуправления по электромиограмме,

—, ребристые и наклонные доски,

Так же следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования самостоятельно. Кроме того, в тёплое время года нужно обеспечить возможность систематического использования естественных, природно-оздоровительных факторов (оборудование на групповых участках естественные грунтовые дорожки).

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности детского сада и семьи.

Для привлечения родителей к профилактической работе можно использовать:

—, дни открытых дверей,

—, информационные стенды для родителей,

—, папки-передвижки и др.

Так же мной организовано взаимодействие с родителями воспитанников, через создание родительского клуба «Здоровейка». Для этого были проведены:

—, анкетирование родителей «Здоровье и здоровьесбережение»,

—, заседание клуба по теме: «Какие упражнения проводятся дома для укрепления мышц стопы»,

—, спортивные «Моя спортивная мама» и «Богатырские состязания»,

—, итоговое заседание-презентация «Папа,мама,я – спортивная семья»(спортивные достижения семьи),

—, разработан комплекс гимнастики для домашнего выполнения:

1)медленная ходьба по комнате на носках и пятках с увеличением темпа,

2)попеременное сгибание и разгибание пальцев на ногах, вращение ступнями, сидя на стуле,

3)ребёнок, сидя на стуле, пальцами ног мнёт бумагу или газету, лежащую на полу,

4)поднимает с пола предметы разных размеров, при помощи ног,

5)ходьба по доске с переменой наклона,

6)катание мяча стопами ног,

7)поглаживание стопой одной ноги голени другой,

8)ходьба на внешнем своде стопы (упражнение «Мишка косолапый»).

В сохранении и укреплении здоровья отводится валеологическому образованию человека. Одной из задач является формирование необходимых знаний, умений, навыков по использованию средств физического воспитания, гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики заболеваний и функциональных отклонений.

Поэтому целесообразно в образовательном процессе уделить внимание изучению темы «Строение и функции стопы. Профилактика плоскостопия», как педагогов, так и родителей.

Представленная методика организации работы по профилактике плоскостопия предусматривает комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения детей с деформацией стопы.

Данные упражнения применяются в различных частях занятия физкультуры, а также в других формах работы по физическому воспитанию: на утренней зарядке, во время гимнастики после дневного сна, в качестве заданий на дом и др.

Наибольший эффект достигается, при выполнении упражнений босиком.

Дозировка профилактических мероприятий зависит от возраста и уровня подготовленности детей, значит 4-5раз на этапе разучивания, 10-12раз на закреплении и совершенствовании комплекса.

С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под детскую музыку («Буратино», «Мери Поппинс», «Танец маленьких утят»), в совокупности с фольклором (потешки «Потягушки», «Доброе утро»), пальчиковые игры («Боровики», «Помидор» и др.), тематические подвижные игры («Страус», «Весёлый зоосад», «По следам»и др.).

На этом моя работа по здоровьесбережению и профилактике не прекратится, будет продолжена в следующем году.

Автор: Гиниятова Светлана Юрьевна,

Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №154 ОАО «,РЖД»,, г. Челябинск, Челябинская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>